Выбери язык: Русский | Eesti
2010 » Июнь » 28 » Не тряси – умрет.
Не тряси – умрет.
21:21:34
Вечером у четырехмесячного Сандера началась рвота и судороги. Малыша увезли на скорой. У мальчика не было очевидных травм, а у родителей – объяснения симптомов.

В Таллиннской детской больнице невролог настоял на компьютерной томографии и при осмотре нашел у Сандера трудноуловимые признаки скрытых травм. Мать призналась, что накануне ночью сильно встряхнула мальчика, потому что он долго ревел, и у нее не выдержали нервы. «Я и представить не могла, что это приведет мальчика на больничную койку», – уверяла сквозь слезы молодая мама.

Встряхнутый младенец

О «синдроме встряхнутого ребенка» (СВР) не знают многие родители.Взросломудостаточно несколько секунд сильно трясти малыша, чтобы нанести его здоровью непоправимый урон.

Врачи говорят, что сильное встряхивание может причинить мозговым тканям и кровеносным сосудам малыша даже больше вреда, чемнепосредственный удар при падении с небольшой высоты, например с кровати. Младенцы предрасположены к травмам головы из-за открытых родничков, большого пространства между мозгом и черепной коробкой. По консистенции мозг младенцев похож на незастывшее желе, голова непропорционально велика по сравнению с телом, мышцы шеи недоразвиты, а стенки сосудов непрочны. В результате при встряхивании незафиксированная головка младенца болтается, из-за чего разрываются мембраны мозговых клеток.

Типичные симптомы СВР: тошнота и рвота, вялость, раздраженность, в более тяжелых случаях потеря сознания и судороги. Результатом подобных травм может стать умственная отсталость, паралич, слепота, эпилепсия, в худшем случае –малыш может умереть.

Синдром нашего времени

Эстония – одна из первых стран Восточной Европы, которая начала распознавать и диагностировать СВР. В 2007 году детский невролог клиники Тартуского университета Инга Тальвик стала первым врачом, защитившим докторскую диссертацию на эту тему.

Во многом благодаря Тальвик стало известно, что в Эстонии на сто тысяч детей младше года синдром СВР встречается у 40 малышей. В мире этот показатель гораздо меньше – в среднем у 27 малышей на сто тысяч детей младше года. В течение года на лечение в больницы Эстонии с таким синдромом попадают около восьми младенцев. Но высокий показатель Эстонии не означает, что у нас этот синдром встречается чаще, чем в других странах. Скорее, мы просто научились его выявлять

Детский невролог подчеркивает, что реальные цифры СВР еще выше. Во-первых, его сложно распознать, поэтому диагноз ставится не всегда верно. А во-вторых, при легких повреждениях установить СВР трудно, и задним числом врачи не могут сказать наверняка, было ли у ребенка сотрясение. Однако последствия могут сказаться спустя годы в виде эпилепсии и других нарушений работы мозга.

«Исследования в США показали, что кризис повысил количество случаев СВР, нечто подобное мы видим и у нас, – говорит Инга Тальвик. – В этом году только в нашей больнице мы уже трижды поставили такой диагноз».

Плакса в группе риска

На вопрос, насколько сильно надо встряхнуть ребенка, чтобы у него возникли повреждения мозга, Тальвик отвечает: «Достаточно сильно, случайно этого не сделать».

От силы сотрясения зависит и характер повреждений. Иногда у малышей наряду с повреждением мозга бывают и переломы ребер, обусловленные сильным сжатием, а также черепа, если ребенка не просто трясли, но и ударили. Полиции известны случаи, когда матери, находясь в наркотическом опьянении, бросали ревущих грудничков об стену.

Тальвик подтверждает, что в особенной опасности дети наркоманов и алкоголиков, но замечает, что это несчастье может случиться в любой семье. «В группе риска те малыши, которые много плачут», – говорит Тальвик. В среднем младенец кричит до четырех часов в день. Порой даже опытные нянечки не могут найти способ его успокоить. Молодые, неопытные родители быстро раздражаются. Когда у отца или матери сдают нервы, они начинают трясти ребенка, чтобы заставить замолчать.

«Родители находятся в состоянии аффекта, они не понимают, что делают, и потом страшно сожалеют», – объясняет Тальвик. Обычно после встряски малыш действительно перестает плакать – он спит или находится без сознания. Родители даже не подозревают, что с ребенком что-то не так, и поэтому, когда обращаются в больницу, бывает уже поздно. По прошествии длительного времени ребенку, получившему сильное сотрясение, помочь трудно – 15 процентов малышей умирают.

Плач – «работа» младенца

«Можно предотвратить половину несчастных случаев, если разъяснять родителям, что плач ребенка – норма, и мамам и папам надо учиться адекватно на него реагировать, – уверена Тальвик. – От двух до четырех месяцев дети ревут очень много. Плач – это «работа» младенца, от него он не умрет».

Если родителям кажется, что ребенок плачет слишком много, детский невролог советует обратиться к педиатру. Он поможет выяснить причину плача. Важно понимать, что грудничок плачет не потому, что хочет вас взбесить. Желудочные колики, голод, жажда, мокрые подгузники – вполне вероятное объяснение детскому плачу.

«Если ребенок кричит без перерыва и вы чувствуете, что начинаете терять контроль над собой, выйдите на пару минут в другую комнату. Успокоитесь – вернитесь к нему, чтобы разобраться с ситуацией. Если же нервы совсем на пределе, попросите посидеть с малышом кого-то из родственников», – дает совет родителям психолог Катрин Хирм.

Найти виновного – проблема

В прошлом году в правоохранительных органах Таллинна и Харьюмаа рассматривалось два дела, когда детям был поставлен диагноз СВР. И хотя один из малышей погиб, в обоих случаях расследование пришлось прекратить – не удалось установить, кто именно из нескольких находившихся дома людей тряс ребенка.

«В большинстве таких случаев, виновник – один из родителей малыша, но обычно отсутствуют доказательства и свидетели», – объясняет руководитель Службы защиты детей Пыхьяской префектуры полиции Пилле Алавер. Она отмечает, что и ухудшение здоровья ребенка не всегда наступает сразу после встряхивания. Иногда последствия проявляются лишь через пару дней, когда родители уже не могут вспомнить, кто и когда сидел с малышом. Порой последствия СВР могут не проявиться вовсе, а через несколько лет выразиться, например, в плохой успеваемости ребенка в школе.

Служба защиты детей Пыхьяской префектуры работает с 2004 года. «За это время нам довелось расследовать семь случаев в Таллинне и Харьюмаа, когда малышу был поставлен диагноз СВР», – рассказывает Пилле Алавер.

Умышленное сильное встряхивание – форма жестокого обращения с детьми. Поэтому, когда врач ставит ребенку соответствующий диагноз, полиция приступает к выяснению обстоятельств произошедшего. «От простого падения получить такого рода увечья нельзя, поэтому возбуждается уголовное дело», – объясняет Алавер. Наказание назначает суд, исходя из собранных во время следствия материалов и повреждений ребенка.

В Эстонии один из самых громких и первых случаев СВР, ставших достоянием общественности, произошел в 2004 году. «Из больницы к нам поступил сигнал о месячном ребенке с синдромом СВР, – вспоминает Пилле Алавер. – В ходе расследования выяснилось, что мама так трясла малыша, что нанесла ему повреждения, опасные для жизни». После слушаний в судах разных инстанций матери, которой на момент совершения преступления был 21 год, назначили наказание – четыре года условно с испытательным сроком в два с половиной года. В 2008 году малыш умер.

Также Алавер вспоминает два случая, которые произошли в конце лета 2006 года. В полицию поступило два сообщения из больницы. В обоих случаях мамы с наркотической зависимостью, нервно успокаивая своих двухмесячных дочек, причинили им серьезные повреждения головного мозга. «А одна мама, уже находясь с ребенком в больнице, умудрилась нанести дочке очередные увечья, в результате которых у девочки был зафиксирован перелом бедренной кости», – рассказывает Алавер.

Коляску и люльку трясти опасно

Большинство детей становятся жертвами СВР в результате неинформированности родителей о вреде встряхивания для детского организма. «Следует помнить, что малыша до двух лет нельзя успокаивать, тряся его самого, коляску или люльку», – предупреждает Алавер. Виновниками СВР могут стать и матери, страдающие послеродовой депрессией.

Если же вы случайно или специально сильно трясли грудного ребенка или подозреваете, что это мог сделать кто-то другой, – срочно обратитесь к врачу, только так можно остановить возможное внутримозговое кровотечение. Тем самым вы избавите своего ребенка от многих проблем в будущем, а возможно, спасете ему жизнь.

СПРАВКА «ДД»:

– Термин «синдром встряхнутого ребенка» (Shaken Baby Syndrome) используется для определения последствий жестокой тряски ребенка, приводящей к тяжелым травмам головного мозга. Впервые он был обнаружен и назван нейрохирургом Гутхельгом в 1971 году.

– Число травм головы в результате жестокого обращения достигает пика у детей в возрасте от шести до восьми недель – в этом возрасте они плачут больше всего.

– Синдром не обязательно возникает из-за грубого обращения с малышом. Причиной может быть игра, когда взрослые подбрасывают ребенка высоко в воздух или слишком резко его встряхивают, ребенок может пострадать и при аварии, если в машину врежутся сзади.

– В Эстонии синдром СВР впервые диагностирован в 1999 году.

– 70-80% жертв СВР – мальчики.

– Согласно современным исследованиям, СВР – одна из основных причин гибели младенцев. В США, например, от этого умирает ежегодно 2000 малышей, в Израиле – 650, в Англии – 100.

– Исследования в Австралии и США показали, что в 45% случаев ответственность за травмы головы детей в результате жестокого обращения лежала на биологических отцах, в 25% – на партнерах матерей, в 15% – на матерях и в 15% – на воспитателях и нянях.

– Как правило, виновники СДС моложе 25 лет.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

– В Швейцарии в 2003 году прошел первый судебный процесс по СВР. Суд приговорил известного альпиниста Эрхарда Лоретана к условному сроку и штрафу за непреднамеренное убийство сына. В канун Рождества Лоретан был один дома и не мог уложить семимесячного мальчика спать. Потеряв терпение, он встряхнул его. Крик прекратился. Отец положил малыша в колыбель и ушел спать, а утром обнаружил ребенка без сознания. Через сутки младенец умер в больнице. Этот случай получил широкую огласку в Европе, а на СВР обратили внимание не только медики, но и юристы.

– В 2008 году норвежские ученые создали куклу, голова которой снабжена многочисленными датчиками. Они позволяют определить те изменения, которые происходят в мозге ребенка в связи с тем или иным внешним воздействием. Ученым удалось доказать, что ребенок, которого встряхнул разгневанный родитель, испытывает на себе то же, что и пилот реактивного самолета при перегрузках.

– В 2009 году в Великобритании компанию Apple вынудили прекратить продажу приложений к телефонам iPhone. Устройство, изъятое из оборота, действовало следующим образом: если его устанавливали на телефон, то при звонке он издавал звуки, имитирующие плач грудничка. Владелец iPhone мог отключить «крик младенца», лишь энергично встряхнув свой мобильник. Когда новинка появилась на прилавках, в Apple посыпались жалобы от британского объединения родителей, чьи дети оказались жертвами СВР. «Нельзя шутить такими вещами», – возмущались они.
Светлана Карабут
28.06.2010

Категория: Новости Эстонии | Просмотров: 2067 | Добавил: СеРгЕеВнА | Дата: 28.06.10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Новости Эстонии
Новости сайта
Встречи eestimamok
Фотоконкурсы
Благотворительность
Юмор
Афиша
Поздравлялка
Здоровье
Интересно
Видео
Невероятное
Скачать
В мире
Eestimamki klubi




На кого больше похож ваш малыш?
Всего ответов: 1311