Что малыш умеет
Доступно только для пользователейЧто малыш умеет
Матушка природа удивительно мудро устроила наше крохотное и на первый взгляд абсолютно беспомощное создание. К моменту рождения целый ряд жизненно важных функций организма у ребенка уже сформирован: сосание, глотание, дыхание, сердечная деятельность.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Даже преждевременно родившийся на сроке 28 недель младенец реагирует на яркий свет миганием. Малыш, появившийся на свет на 32-ой неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (37-40-ая неделя) поворачивает глаза, а чуть позже и головку, к источнику света и движущимся предметам.
Сразу после рождения ребенок в состоянии кратковременно фиксировать взгляд и некоторое время следить за движущимся объектом, чаще - за обращенным к нему лицом матери. Помните, что ребенок плохо фиксирует взгляд на предметах, находящихся вблизи от него, оптимальное расстояние от глаз ребенка до вашего лица, если вы хотите, чтобы он его рассмотрел, - 40 см.
Первый цвет, на который ребенок обращает внимание, - желтый, поэтому хорошо, если у вашего малыша есть игрушки желтого цвета. Оптический аппарат новорожденного воспринимает окружающее в перевернутом виде - по отношению к "картинке", воспринимаемой взрослыми. Установлено, что со временем кора головного мозга, анализирующая изображение, "переворачивает" его. Но какое-то время малыш видит мир таким, каким он отображается на сетчатке его глаза.
РЕАКЦИЯ НА ЗВУКИ
Рожденный на 28-ой неделе внутриутробного развития малыш уже реагирует на звуковые раздражители - мигает при резких звуках. У родившегося на 40-ой неделе младенца имеется слуховое внимание - слыша ваш ласковый голос, он перестает плакать, как бы замирает.
ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Обратите внимание: пока еще во сне, особенно после кормления, у малыша появляется кратковременное подобие улыбки. А на 2-4-ой недели ваш ребенок уже отвечает вам взаимной улыбкой, сначала несмелой, затем активной. Он начинает издавать гортанные гласные звуки ("а", "у"), а затем и "агу" - он с вами разговаривает!
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Психомоторное состояние новорожденного ребенка отличается большим своеобразием. Дело в том, что кора больших полушарий головного мозга у него еще очень незрела, она еще не взяла на себя функцию главного координатора работы всех "нижестоящих" отделов мозга. Последние работают фактически бесконтрольно - по собственным примитивным законам.
Именно этим объясняется преобладание у доношенного малыша на первом месяце жизни тонуса сгибателей во всех конечностях. Отсюда и особенность позы: ручки прижаты к туловищу, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах и несколько разведены в стороны.
ВРОЖДЕННЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Первичные (врожденные) рефлексы ребенка по мере созревания функций коры головного мозга претерпевают обратное развитие (т.е. постепенно угасают и в конце концов исчезают вовсе), каждый из них - в свой, отведенный ему природой, срок. Врожденных рефлексов довольно много.
Вот основные из них:
Дольше всех сохраняется сосательный рефлекс, который чаще всего исчезает к году, когда постепенно заканчивается грудное кормление или кормление из бутылочки через соску.
Хватательный рефлекс выражается в том, что при попадании предмета (например, маминого пальца) в кисть малыш сгибает пальчики и обхватывает предмет, при этом происходит разгибание мышц руки. В некоторых случаях малыш так крепко обхватывает вложенные ему в ладошку пальцы, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Аналогичный хватательный рефлекс присущ и пальчикам стопы: если надавить пальцем на подушечку стопы малыша у основания пальчиков, они сгибаются, как бы пытаясь захватить палец взрослого. Этот рефлекс утрачивает силу к 2-3 месяцам, когда начинает развиваться осознанное хватание.
Очень часто родителей волнует, что их ребенок пугается, кричит при резких звуках, резких движения. А ведь на первом месяце жизни это нормальное явление. Реакция испуга, на языке врачей - рефлекс Моро, проявляется разведением рук, а затем приведением их к груди, громким криком. В норме этот рефлекс может присутствовать до 4-6 месяцев. Отсутствие или, наоборот, частый, спонтанно возникающий рефлекс Моро (ничем не провоцируемый или возникающий при минимальном раздражителе) свидетельствует о неврологическом неблагополучии.
Если малыша, взяв подмышки, поднять и, поддерживая его, поставить на опору, он выпрямляет туловище и ноги. Это называется рефлекс опоры. После того как ребенок уперся ножками, наклоните его туловище вперед - и вы увидите, как он пытается "шагать". Это - рефлекс автоматической ходьбы. Эти два рефлекса, отчетливо выраженные в 1-1,5 месяца, затем постепенно угасают.
Не удивляйтесь, если положенный на животик новорожденный младенец на несколько секунд поднимает головку, поворачивает ее из стороны в сторону (защитный рефлекс) и начинает ползти (врожденный рефлекс ползания, или рефлекс Бауэра), а если приставить ладонь к стопам, то в движение включаются и руки. Эти рефлексы сохраняются до 3-4-месячного возраста.
Рефлексы опоры, автоматической ходьбы, спонтанного ползания выполняют очень важную роль в процессе родов - ведь ребенок сам продвигается по родовым путям матери, а сокращения матки лишь стимулируют его продвижение. Вносят свой существенный вклад в этот процесс и так называемые лабиринтные тонические рефлексы, основным из которых является асимметричный шейный тонический рефлекс. Он проявляется при повороте головки ребенка: с той стороны, куда обращено лицо, его ручка разгибается, и одновременно другая его рука сгибается ("поза фехтовальщика"). Аналогичный ответ нижних конечностей не всегда выражен отчетливо. Этот рефлекс появляется к 35-ой неделе беременности, достигает максимума к 36 неделям; его окончательное угасание наблюдается к 6-7 месяцам жизни.
Итак, к месячному возрасту Ваш ребенок сделал первые шаги в своем внеутробном развитии. Конечно, на этом этапе он еще много спит (18-20 часов в сутки), а когда бодрствует, то дает о себе знать в основном криком (хочет есть, что-то болит, требует внимания и т.п.). К концу первого месяца у младенца появляются слезы. У него уже сформировались первые психо-эмоциональные реакции, характерные для человека: он рассматривает лица, появляются первые признаки речевого общения - своеобразной мимикой или даже улыбкой он отвечает на приветливое обращение, формируется гуление, ребенок слушает обращенную к нему речь…
Всего лишь за короткие четыре недели жизни малыш во многом, как мы видим, преуспел, и помогла ему в этом прежде всего, конечно, мамочка. В течение девяти месяцев малыш и мама были единой биологической системой. Эта биологическая связь сохраняется и после рождения - хотя и проявляется уже по-другому.
www.9months.ru
В данной таблице представлен максимальный возраст, к которому у ребенка должны появиться определенные навыки и умения, если ребенок старше указанного здесь возраста и не обладает
соответствующими возрасту навыками, то стоит обратить на это внимание и
проконсультироваться со специалистом. Если ваш ребенок выполняет перечисленные
действия до указанного срока, то можно быть уверенным, что психо-эмоциональное
развитие ребенка протекает нормально.
Пример:если ребенку исполнилось два месяца, а
он еще не прислушивается к звуку погремушки, то это - повод обратиться к
педиатру.
Навыки и умения
|
Крайний срок
появления
(в
месяцах)
|
Следит глазами за источником света (лампочкой или
фонариком)
|
1
|
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней
глазами
|
2
|
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы
30 с
|
3
|
Улыбается в ответ на разговор и улыбку
|
3
|
Тянет руки к игрушке
|
4
|
Переворачивается со спины на живот
|
5
|
Просится на руки к матери
|
6
|
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности
|
7
|
Стоит кратковременно при поддержке за руки
|
8
|
Ползет вперед
|
9
|
Сбрасывает игрушки со стола
|
10
|
Стоит и передвигается, держась за опору
|
11
|
Реагирует на свое имя
|
11
|
Делает шаги, держась за руки взрослого
|
12
|
Подает взрослому игрушки
|
12
|
Стоит сам, хотя бы 10 с
|
13
|
Говорит «мама», «папа»
|
15
|
Ходит свободно
|
16
|
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми
|
16
|
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех
кубиков
|
18
|
Знает 6 слов, знает части тела
|
20
|
Моет сам руки
|
24
|
Просит есть словами
|
29
|
Может сам спуститься по лестнице
|
30
|
Выкладывает кубики в одну линию
|
32
|
Ест сам суп ложкой
|
33
|
Говорит о себе «я», просится на горшок
|
34
|
Может стоять на одной ноге без поддержки
|
36
|
Знает свое имя и фамилию
|
37
|
|
Категория: Новорожденный / Vastsündinu | Добавил: АДМИН (21.02.06)
|
Просмотров: 1796
|
|
|
|