Выбери язык: Русский | Eesti
МАЛЫШ РОДИЛСЯ » Массаж, гимнастика, лечебная физкультура, фитнес.../ Treening

Массаж и гимнастика здорового ребёнка 4-6 месяцев
Краткая характеристика умений и возможностей

Малыш становится все более активным, он живо интересуется окружающим миром, утоляйте его всё возрастающее любопытство, беря на прогулки по квартире, пусть ребёнок наблюдает за жизнью взрослых, общается с ними. В то же время у ребёнка должна быть возможность для самостоятельных занятий с игрушками, которые развешиваются перед ним на расстоянии вытянутой руки или вкладываются в ручку. Но лучшими игрушками для четырёх-шестимесячного малыша становятся собственные руки и ноги, он может подолгу рассматривать их и тянуть ко рту. Что касается движений ребёнка, то к возрасту четырёх-пяти месяцев повышенный тонус мышц-сгибателей конечностей исчезает и размахивание руками и ногами носит свободный и целенаправленный характер. У детей, задерживающихся на стадии гипертонуса сгибателей, движения развиваются неполноценно, такая задержка после пяти месяцев может быть следствием нарушений развития нервной системы, гипотрофии или других заболеваний, а также неправильного ухода. Нормальное развитие не является чем-то самопроизвольным, совершающимся без влияния целого комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому глубоко ошибочно мнение, что ребёнок хорошо развивается сам по себе, без активного вмешательства взрослых. Даже самый полноценный новорождённый, лишённый ежедневной ванны, правильного массажа и полноценной гимнастики, а также постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, будет отставать в своём физическом и психическом развитии от сверстников.

В возрасте четырёх-пяти месяцев ребёнок самостоятельно поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на выпрямленных руках, взятый под мышки, малыш стоит прямо, не подгибая ног и, наконец, пытается сесть, держась за что-нибудь руками. Не торопитесь сажать ребёнка, обкладывая его со всех сторон подушками, позвоночник его ещё очень подвижен, и раннее сажание приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Если же ребёнок находится в положении полусидя в специальном детском креслице или в рюкзаке, обеспечьте ему твёрдую опору под спину. Самое лучшее, что родители могут сделать для ребёнка- это стимулировать его желание ползать, какое-то время в течение первых месяцев жизни новорождённый учится использовать движения рук и ног, чтобы двигать себя вперёд, елозя животом по полу. Сначала малыш может двигаться самым беспорядочным образом, переставляя руки и ноги как попало, потом он может начать вытягивать обе руки вперёд, одновременно отталкиваясь ногами, потом, опираясь всем весом на руки, он может как бы грести ногами, такой вид движения называется гомологическим, так двигаются лягушки. Новорождённый может двигаться и так: вытягивая вперёд одновременно правые руку и ногу, он при этом также одновременно отталкивается левыми рукой и ногой, потом всё происходит наоборот, такое движение называется гомолатеральным. У здорового ребёнка оба этих вида движения быстро уступают место третьему, которое называется перекрёстным, при этом самом развитом виде движения новорождённый движется, толкая себя вперёд правой рукой и левой ногой, и одновременно подтягивая левую руку и правую ногу, чтобы перенести на них точку опоры, готовясь к следующему акту движения. Чтобы малышу было интересно ползать, разместите его любимые игрушки на некотором расстоянии так, чтобы ребёнок хорошо их видел, но не мог достать, постепенно увеличивайте дистанцию до желанной цели, учитывая успехи вашего ребёнка в ползании, когда ребёнок доберётся до игрушки, похвалите его и дайте возможность насладиться добычей. ещё больше нравится детям ползти вслед за мамой, у новорождённого два главных желания: находиться рядом с вами и пользоваться новоприобретённым способом перемещения для того, чтобы изучить окружающий мир. Ребёнок, который ещё не умеет ходить и не способен поддерживать своё тело в вертикальном положении, живёт в горизонтальном мире, перейдите ненадолго на его уровень, уровень пола, проведите какое-то время вместе на полу, играя и выполняя некоторые упражнения. Конечно, окружающая обстановка должна быть безопасной, а пол- чистым, тёплым и ровным. Что касается ползания по полу, то последний и самый важный момент состоит в том, что отношение ребёнка к этому занятию будет прямым отражением вашего собственного отношения. Если вы относитесь к полу, как к странному и враждебному месту для новорождённого, то он и сам будет относиться к этому месту, как к чему-то странному и враждебному, более того, если ваш новорождённый поймёт, что в то время как он находится на полу, ни папы, ни мамы поблизости нет, то пол будет ассоциироваться для него с одиночеством и изоляцией. Вы являетесь всем для своего ребёнка- теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации, если ваш новорождённый находится на полу, то и вы должны находиться там же.

Ежедневный массаж и гимнастика длятся всё дольше (до тридцати минут), важно, чтобы ребёнок сохранял бодрое и радостное настроение в течение всего занятия и с удовольствием выполнял новые, всё более сложные по координации движения, поэтому желательно сопровождать упражнения, такие как скрещивание рук на груди, бокс, сгибание и разгибание ног, чётким и ритмичным счётом, можно заниматься под негромкую, ритмичную музыку. Сформулируем цель занятий с детьми четырёх-шести месяцев: окончательно нормализовать тонус мышц ног, воспитать опорную реакцию стоп, научить ребёнка удерживать предметы, развивать ритмичность движений. Для этого используем: ласковое общение с ребёнком во время занятий, ритмичный счёт, активные упражнения, основанные на врождённых рефлексах и стремлении малыша сесть, пассивные упражнения, игрушки, соответствующие возрасту, плавание, массаж всего тела, включающий более интенсивные приёмы. Массаж детей этого возраста становится ещё более продолжительным и сложным, помимо поглаживания и растирания вводится новый приём - разминание.
В детской практике используются самые нежные варианты разминания:

  • валяние
  • продольное разминание

    Валяние выполняется прямыми ладонями обращённых друг к другу рук (мышцы помещаются между ними), продольное разминание делается одной рукой, другая в это время удерживает конечность ребёнка, движения должны быть мягкими, ритмичными, в среднем темпе (напоминают движения рук при замесе теста), избегайте резких рывков и защипывания кожи между пальцами. Для укрепления мышц применяются стимулирующие приёмы: поколачивание и пощипывание, которые надо делать быстро, ритмично и легко. Не забывайте, что массаж любой части тела начинается и заканчивается общим поглаживанием, поглаживание также выполняется между другими приёмами.

    Третий комплекс упражнений

    План занятий
    1. Массаж рук- поглаживание 3-4 раза по каждой руке, кольцевое растирание 3-4 раза по каждой руке, поглаживание 2-3 раза по каждой руке.
    2. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.
    3. Массаж ног: поглаживание 2-3 раза по каждой ноге, кольцевое растирание 3-4 раза по всей длине ноги, поглаживание 2-3 раза, разминание: валяние или продольное разминание 2-3 раза по всей длине ноги, поглаживание 2-3 раза.
    4. Скользящие шаги 5-6 раз каждой ногой.
    5. Одновременное сгибание и разгибание ног 5-6 раз.
    6. Поворот со спины на живот 2-3 раза в каждую сторону.
    7. Массаж спины и ягодиц: поглаживание 2-3 раза по всей поверхности, растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев или пиление 3-4 раза по всей поверхности, поглаживание 2-3 раза по всей поверхности, разминание по длинным мышцам спины по 5-6 движений и разминание одной рукой ягодичных мышц по 5-6 движений, поглаживание 2-3 раза всей спины и ягодиц, стимулирующие приёмы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц.
    8. парение в положении на животе несколько секунд.
    9. Массаж живота: поглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота- каждое движение 2-3 раза, растирание: подушечками пальцев 2-3 раза по всей поверхности и пиление по прямым мышцам живота 2-3 раза, стимулирующий приём: пощипывание вокруг пупка, поглаживание- все приёмы по 2-3 раза.
    10. Присаживание с прогибанием позвоночника 1 раз.
    11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения: поглаживание 2-3 раза каждую стопу, растирание 5-6 раз, поколачивание, поглаживание 2-3 раза, сгибание и разгибание стоп по 5-6 раз каждое движение.
    12. Подтанцовывание.
    13. Массаж груди: поглаживание 2-3 раза, вибрационный массаж 3-4 раза, поглаживание 2-3 раза.
    14. парение на спине несколько секунд.
    15. бокс или круговые движения руками 5-6 раз.
    16. Ползание.

    Методические замечания

    1. Массаж рук - выполните 3-4 поглаживания по всей длине руки, затем кольцевое растирание 3-4 раза и снова поглаживание, после четырёх месяцев, если тонус мышц уравновешен и кисть хорошо раскрыта, массаж рук можно не делать.

    2. Скрещивание рук на груди- ребёнок уже хорошо держится за ваши пальцы, поэтому кисть можно не придерживать, темп движений меняйте от медленного к более быстрому, затем снова к медленному, упражнение сопровождается ритмичным счётом.

    3. Массаж ног- выполните 2-3 поглаживания по всей длине ноги, затем кольцевое растирание по наружной поверхности 2-3 раза. Следующий приём- разминание- в детском массаже используются самые нежные приёмы: валяние и продольное разминание. Валяние выполняется следующим образом: положите голень ребёнка между ладонями своих рук так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая- на заднюю, одновременно двумя ладонями производите энергичные, круговые, смещающие мышцы движения (в противоположных направлениях), продвигаясь от стопы к бедру, затем в обратном направлении, и так 2-3 раза. Продольное разминание: нога ребёнка свободно лежит на вашей ладони, которая поддерживает её в нижней части голени, другой рукой обхватите мышцы наружной поверхности голени и, смещая их в сторону большого пальца, производите одновременно круговые и поступательные движения, напоминающие замешивание теста, разминайте мышцы, расположенные на наружной поверхности голени и бедра ребёнка, начиная от стопы по направлению к бедру и обратно 2-3 раза. Завершите массаж общим поглаживанием всей ноги ребёнка, затем массируйте другую ногу.



    4. Скользящие шаги- это упражнение вам знакомо, к четырёхмесячному возрасту движения ног ребёнка уже свободные, так как тонус мышц уравновешен. Шаги лучше делать под ритмичный счёт, темп можно менять: сначала медленно, затем побыстрее, в конце упражнения снова медленно.

    5. Одновременное сгибание и разгибание ног- исходное положение: ребёнок лежит на спине- обхватите ноги ребёнка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные свободно легли на задненаружную поверхность голеней, согните одновременно обе ноги с лёгким нажимом на живот, разведя колени, затем медленно разогните их, повторите упражнение 5-6 раз под ритмичный счёт. Если ребёнок сопротивляется сгибанию, то достаточно слегка помассировать под коленками, чтобы добиться сгибания, если малыш не хочет разгибать ноги, то выполните движение с лёгким потряхиванием, это облегчает разгибание.


    6. Поворот со спины на живот- в возрасте четырёх с половиной-пяти месяцев ребёнок поворачивается практически самостоятельно, без поддержки за руку, заинтересуйте малыша игрушкой, положив её с той стороны, куда он должен повернуться, скажите: «повернись на живот»,- и подкрепите свои слова лёгким поворотом ног и таза ребёнка, выполните повороты через правый и левый бок по 2-3 раза.

    7. Массаж спины и ягодиц- начните массаж с двух-трёх поглаживаний по всей спине и ягодицам, затем сделайте растирание подушечками или тыльной стороной согнутых пальцев. Можно добавить ещё один приём растирания: пиление, оно выполняется локтевым краем одной или обеих кистей, при работе двумя руками кисти ставятся ладонями друг к другу на расстоянии одного-двух сантиметров, делайте пилящие движения в противоположных направлениях, продвигаясь по всей спине. Отмассировав спину малыша до лёгкого порозовения, переходите к растиранию ягодиц, и не забудьте поглаживать кожу ребёнка между приёмами. Разминание на поверхности спины возможно в виде сдвигания или накатывания, которое заключается в смещении тканей и полукружном их раздавливании, отдельно разомните ягодицы. Поколачивание области ягодиц выполняется тыльной стороной свободно согнутых в кулак пальцев, движения должны быть лёгкими, ритмичными и быстрыми, этот приём можно заменить пощипыванием или рублением, поколачивание, как и любые другие ударные приёмы, нельзя делать в области поясницы (проекции почек), завершите массаж двумя-тремя поглаживаниями.






    8. Парение в положении на животе- исходное положение: ребёнок лежит на животе- подведите обе ладони под живот ребёнка до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних рёбер, затем приподнимите малыша над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под животом, при этом ребёнок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены, это упражнение, основанное на врождённом рефлексе положения, является хорошей тренировкой для мышц всей задней поверхности тела и для вестибулярного аппарата.

    9. Массаж живота- выполните поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота, затем растирание подушечками пальцев, круговое и по прямым мышцам живота, можно добавить стимулирующее пощипывание вокруг пупка для укрепления пупочного кольца и профилактики грыжи, не забудьте сделать поглаживание в конце массажа, и при растирании не надавливайте на живот ребёнка.

    10. Присаживание с прогибанием позвоночника- исходное положение: ребёнок лежит на спине- дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка придерживайте его кисти, затем выпрямите руки ребёнка, разведя их в стороны, лёгким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся» побуждайте ребёнка приподнять голову и верхнюю часть тела, доведите до сидячего положения, перехватите обе руки малыша одной рукой, соединив их вверху и спереди, в этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позвоночника снизу вверх, ребёнок разгибает спину, упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребёнка на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, основанное в первом моменте на стремлении ребёнка сесть, а во втором- на врождённом кожном спинном рефлексе, вначале работают мышцы передней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце- мышцы спины, это упражнение- хорошая подготовка к самостоятельному сидению.


    11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения- погладьте, разотрите стопы ребёнка, надавливанием у основания пальцев и растиранием наружного края стопы вызовите рефлекторные сгибания и разгибания стоп, завершите массаж лёгким поколачиванием по подошвам ребёнка.

    12. Подтанцовывание- исходное положение: поддерживайте ребёнка под мышками в вертикальном положении лицом (или спиной) к себе- это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной ходьбы, шаговый рефлекс обычно угасает к четырёхмесячному возрасту, но тем не менее при опоре стопами о твёрдую поверхность малыш подтанцовывает на месте. Следите за тем, чтобы ребёнок не становился на цыпочки, воспитывайте правильную опорную реакцию.


    13. Массаж груди- сделайте поглаживание верхней части груди 2-3 раза, затем поглаживание по межрёберным промежуткам 2-3 раза, вибрационный массаж грудной клетки.

    14. Парение на спине- исходное положение: ребёнок лежит на спине- обхватите ребёнка так, чтобы ваши руки располагались на заднебоковой поверхности его тела на уровне нижней части грудной клетки, приподнимите малыша в горизонтальном положении, в ответ на это положение голова ребёнка наклоняется вперёд и напрягаются все мышцы передней поверхности тела. Если ребёнок запрокидывает голову назад, то это упражнение делать не следует: он ещё не готов, поддерживайте малыша в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона.



    15. бокс или круговые движения руками- упражнение для рук, имитирующее движения боксёра, вам уже хорошо знакомо , можно слегка усложнить его, вкладывая в ладони ребёнка игрушки или кольца, движения делайте под ритмичный счёт, темп меняется. Круговые движения руками- исходное положение: ребёнок лежит на спине- малыш держится за большие пальцы ваших рук, медленно, плавно отведите руки ребёнка в стороны, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперёд и вниз, повторите упражнение 4-6 раз под ритмичный счёт, после этого выполните движения руками в обратном направлении: вперёд, вверх к голове, в стороны и вниз, так же повторите 4-6 раз, медленно. Это упражнение пассивное, оно самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений в плечевом суставе, поэтому делайте его только в том случае, если ребёнок хорошо усвоил более простые упражнения: скрещивание рук на груди и бокс.

    16. Ползание- обхватив ноги ребёнка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки, после нескольких таких пассивных движений придержите ноги малыша в положении сгибания с разведёнными бёдрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться, в результате ребёнок передвигается вперёд, затем снова согните ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и самостоятельное ползание.
  • Категория: Массаж, гимнастика, лечебная физкультура, фитнес.../ Treening | Добавил: СеРгЕеВнА (12.10.10) | Автор: Красикова Ирина Семёновна
    Просмотров: 4510











    Читаете ли Вы сказки перед сном своему малышу?
    Всего ответов: 12

    Видео: